Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 24» г. Тула
Электронная приемная
Гостевая
Опросник
Форум

Официальный интернет-портал правовой информации

Методическая копилка воспитателя Левиной С.С.

  • Светлана Левина
Немного о себе:
Люблю природу
Публикации

Светлана Левина. Блог

Развитие речи детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста

Светлана Левина
Развитие речи детей раннего возраста

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Воспитатель: Левина Светлана Сергеевна

Речь – могучее средство общения и взаимодействия людей.

А. А. Люблинская

Ранний возраст - особый период развития ребенка. В это время необходимо правильно создать для него развивающую среду. Особое внимание необходимо обратить на развитие речи. Для того чтобы оно проходило правильно, с ребенком нужно постоянно общаться, начиная с самого раннего возраста, когда, казалось бы, ребенок еще ничего не понимает. В этом, пока еще пассивном, восприятии закладывается основа для будущего активного словотворчества. И позже, когда ребенок подрастет и освоит элементарную речь, взрослые по-прежнему должны все время общаться с ним. Если же взрослые мало говорят с ребенком и их речь по большей части состоит из запрещений и указаний, развитие ребенка замедляется. И наоборот, если у взрослых слишком высокие требования к языковым возможностям ребенка, и они постоянно поправляют ошибки в его речи, то это тоже может негативно сказаться на его речевом развитии.

Учёные говорят, что педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня.

В исследованиях учёных Н. М. Аксариной, Е. К. Кавериной, В. А. Петровой установлено, что решающим в речевом развитии ребёнка является наличие потребности в речевом общении, которую необходимо специально воспитывать. Речевое общение ребёнка со взрослым должно стать навыком. Учёные утверждают, что одним из наиболее ответственных периодов в развитии речи ребёнка является 2-ой год жизни, когда наряду с пассивной речью, начинает интенсивно развиваться и активная речь, формируется потребность в речевом общении с окружающими (возникает собственно речевое общение со взрослыми, развиваются отдельные функции речи. Именно в этом возрасте между детьми и взрослыми начинает устанавливаться речевое взаимообщение.

Речь взрослых в общении с ребёнком может быть средством развития речи детей при условии, если она удовлетворяет ряду определённых требований.

Она должна быть:

- эмоционально окрашенной.

- грамотной, правильной, отчётливой, неспешной.

- понятной, касаться интересных для ребёнка тем.

- адресована не только группе детей, но и лично каждому ребёнку.

- более сложной, чем речь ребёнка, как по структуре и форме фраз, так и лексически (взрослый должен давать ребёнку более сложные речевые образцы, чем те, которыми он владеет).

Особенности развития речи в раннем возрасте:

1. Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

2. Формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками;

3. Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;

4. Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;

5. Возникает описательная речь;

6. Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;

7. Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования,

предложения, желания;

8. Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт.

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

Основные требования к проведению занятий:

• занятия проводятся ежедневно, согласно режима и планируются на основе программы;

• в каждом занятии четко определяются вид занятия, тема, программное содержание;

• к каждому занятию заранее готовятся вопросы, подбираются необходимые пособия, игрушки, картинки с учетом возраста детей и уровня их развития.

• продумывается повторяемость занятий, внесение нового материала. Занятия с детьми

от 1 года до 2 лет могут повторяться от 2 до 8 раз,

с детьми 3-го года жизни - от 2 до 4 раз.

Повторность зависит от содержания, быстроты усвоения материала;

• перед занятием нужно посадить ребенка так, чтобы ему было хорошо видно демонстрируемый материал. По ходу занятия воспитатель должен следить за осанкой детей;

• на занятиях с детьми раннего возраста преобладают игровые формы обучения. Цели занятия усложняются по мере усвоения детьми программного материала;

• длительность занятий на 2-ом году жизни варьируется от нескольких до 10 минут, а показателем того, что нужно заканчивать занятия, является снижение активности, отвлекаемость детей.

• заканчивается занятие переключением детей на самостоятельную игру. При этом создаются ситуации, способствующие совместным взаимодействиям детей.

В основе работы лежат общие дидактические принципы, разработанные для детей раннего возраста.

Принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть – активное соучастие и сотрудничество воспитателя и ребенка. Воспитатель прикладывает все усилия, чтобы помочь детям понять содержание всего произведения. В ходе занятий расширяется пассивный словарь ребенка, формируется активный словарь. Поэтому на занятиях формируются все условия, чтобы у малышей возникла потребность речевого взаимодействия с взрослым. Воспитатель предлагает малышу включаться в игровое взаимодействие, например: попоить – цыпляток из ведерочка, убаюкать куколку. При этом воспитатель постепенно побуждает детей проявлять самостоятельность, выражать словами своё отношение к происходящему, например: ответить, кто больше всех понравился, чей домик самый красивый.

Не менее важен в ходе занятий с детьми раннего возраста принцип наглядности, то есть используемые наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т. д., с помощью которых создается развернутая картина действий. Пояснение подкрепляются показом наглядного дидактического материала.

Таким образом, можно отметить следующие основные моменты, влияющие на правильное речевое развитие детей раннего возраста:

1. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

2. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп, и в отношении богатства словаря, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.

3. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок - уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности.

4. Воспитательные воздействия должны проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

Публикации по теме:

Картотека игр на развитие речи детей раннего возраста «Накроем стол к чаю» ЦЕЛЬ:1. Активизация словаря. Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди.

«Развитие активной речи детей раннего возраста через игру» Как мы все знаем, что ранний возраст - это период наиболее интенсивного развития организма, это период, когда у ребенка происходит активное.

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры В своей работе использую дидактические игры, так как считаю что дидактическая игра является и игровым методом обучения детей, и формой общения,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны


Сотрудничество с библиотекой

Сотрудничество с библиотекой

Светлана Левина
Сотрудничество с библиотекой

СОТРУДНИЧЕСТВО С ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКОЙ,

Свои профессиональные и деловые качества воспитатели детского сада сформировали на основе глубоких знаний теории и методики осуществления образовательного процесса и многолетнего практического опыта.

Руководитель ДОУ поддерживает связи с общественными и культурными учреждениями города.

Под руководством заведующей Костиной Н. К. детский сад сотрудничает с Тульской областной детской библиотекой на протяжении многих лет.

Тульская областная библиотека участница межрегиональных научно-практических конференций.

Совместные мероприятия наших педагогов с детьми проходят с участием библиотечных работников. В ноябре дети нашей группы стали участники конкурса «Самый умный и находчивый»

В детском саду создан музей Агнии Львовны Барто. «Детство всегда с тобой»

Совместные чтения и знания о сказочных героях проходят в совместном творчестве.

В сентябре воспитателями моей группы организовн спортивный праздник «Что такое здоровье и как его сохранить и преумножить» При помощи сюжета и интерактивного оборудования педагоги обыграли сюжетную игру, «Если хочешь быть здоров, закаляйся», пригласив на праздник сотрудника библиотеки.

20 мая 2018 года исполнилось 29 лет со дня принятия Конвенции ООН о правах ребёнка. Этой знаменательной дате было посвящено занятие «Большие права маленьких граждан» Свои рисунки о впечатлениях праздника переданы в детскую библиотеку.

В нашей группе работает творческий коллектив единомышленников, что позволяет решать актуальные проблемы воспитания и образования дошкольников, в соответствии с современными требованиями.

Самому близкому и дорогому человеку была посвящена литературная гостиная «С книжками тепло под маминым крылом» Дети собрались в библиотеке, чтобы поговорить о маме, о сказочных мамах» Свои знания отразили в рисунках для родителей. «Моей маме посвящается»

Дети группы любят сказочных героев, была проведена игра-драматизация по сказке К. И. Чуковского «Айболит» Элементы костюмов и приглашения детей в театр, чтобы порадоваться от смеха, радостного настроения улучшает эмоциональное здоровье дошкольников. Оформить праздничное сказочное украшение помогают сотрудники библиотеки

В преддверии праздника «Новый год» в детской областной библиотеке в рамках новогодних мероприятий, ребята познакомились с выставкой «Новогодний книжный карнавал», дети эмоционально и выразительно читали стихи, рассказывали свои новогодние истории.

В завершении предновогодней программы ребята посетили мастерскую Деда Мороза, где сотрудники библиотеки, провели мастер-класс по изготовлению новогодних подарков.

Не прожить на белом свете:

Без любимых книжек детям.

Неделя детской книги, игры- путешествия, викторины, конкурсные программы, мастер классы, экскурсии в парк, всё это и многое другое в содружестве с детской областной библиотекой.

Наши дети приходят в школу с запасом знаний, развитием мастерства чтения.

Детский сад награждён Дипломом ГУК «Тульской областной детской библиотеки» за плодотворную работу по продвижению чтения среди детей и родителей.

Воспитатель: Левина С. С.

Публикации по теме:

Досуг «Знакомство с библиотекой» в старшей группе "Знакомство с библиотекой". ГБДОУ № 81 Калининского района С. П. Досуг «Знакомство с библиотекой. Воспитатель Бондарева И. В. Старшая группа.

Библиотечный урок «Знакомство с библиотекой» для учащихся 1 классов Библиотекарь (Б): Здравствуйте, ребята! Вы знаете, куда сегодня пришли? (Ответы детей) Правильно, в библиотеку. А что же такое книга? (ответы.

Фотоотчет о сотрудничестве с библиотекой детей второй младшей группыФотоотчет о сотрудничестве с библиотекой детей второй младшей группы Дорого времени суток уважаемые коллеги. Хочу рассказать о нашем сотрудничестве с библиотекой Дома Культуры. Это наша самая первая встреча.

Библиотека изображений:
  • Праздники

Всего публикаций: 2. Читать все →
Вверх страницы

Вниз страницы