Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 24» г. Тула
Электронная приемная
Гостевая
Опросник
Форум

Официальный интернет-портал правовой информации

Методическая копилка воспитателя Пустовой М.А.

Добро пожаловать!


Вы находитесь на персональном сайте воспитателя

Пустовой Марины Александровны.


Я рада Вас приветствовать! Мой сайт предназначен для коллег,родителей и детей. Я надеюсь, что посетив его страницы, вы найдете для себя что-то новое,интересное и полезное.

IMG_20180427_093925.jpg

Обо мне

Я окончила школу в 1996 году и поступила2000 году в ТГПУ им. Л. Н. Толстого на естественно-научный факультет. Закончила 2005 году. В том же году я пошла работать учителем географии в школу интернат для детей сирот. С 2015 года работаю воспитателем в МБОУ ЦО № 24. В 2017году прошла профессиональную переподготовку в АНО ДПО "Среднерусская академия современного знания" г. Калуга и получила квалификацию "Воспитатель детей дошкольного возраста". Я горжусь тем, что являюсь воспитателем. Случайных людей здесь, в саду, быть не должно. Педагогами работают люди по призванию – ведь это огромный труд и ответственность. 


Презентация «Что такое лекарственные растения?»  

Экологическое воспитание детей в процессе ознакомления с лекарственными растениями

 

 

Разработала: воспитатель    Пустовая М.А.   

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя

Так давайте к ней мы будем

Относиться как друзья.

              Л. Парукова

     Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.

Экологическое воспитание-это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.  Тема «Человек и природа» - вечная и всегда актуальная тема.Этой теме отдавали дань философы, поэты, художники всех времён и народов. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством, и проблема экологизация материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

    Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Таким образом, повседневно, воздействуя на ребенка, она имеет важное место в системе накопления личного опыта правильного взаимодействия с ней, безопасного для обеих сторон, в соответствии со своими интересами, уровнем познавательного развития.Ребенок является первооткрывателем, исследователем, а порой неудачником при общении с природой. Благодаря своему опыту ребенок узнает, что крапива «кусается», а репейник «пристает». Важна роль взрослого, он должен ввести детей в мир природы, помочь разобраться в ее законах, сформировать знания и представления.

    Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными;характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.В связи с этим считаю, что проблема оздоровления детей не компания одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа педагога, родителей и детей.Экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека — от эмоциональных представлений о природе в раннем младенчестве и понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, эксцентричного типа сознания и собственного участия в экологической деятельности в юношеском и взрослом периодах жизни.Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

   Одно из важнейших условий формирования знаний о природе – это непосредственное наблюдение за объектами и явлениями самим ребенком. Одним из объектов наблюдений могут быть растения, которые растут на участках детских садов, в палисадниках и парках, могут предоставить детям богатейший познавательный материал. Ничто не заменит «наглядные пособия», которыми располагает природа.

    С давних времен растения активно применялись различными народами для лечения болезней. Об этом свидетельствуют древние книги, папирусы. В одной из древнейших библиотек, принадлежавшей ассирийскому царю Ассурбанипалу (около 660 лет до н. э.), среди глиняных табличек 33 оказались посвящены лекарственному сырью из растений.

    В настоящее время многие из лекарственных растений хорошо и успешно используются в медицине. В фармакологии появились препараты, полностью изготовленные из растительного сырья без добавления химических соединений. Интерес к лекарственным растениям повышается с каждым годом. Это объясняется тем, что лекарственные препараты из растений наиболее безопасны и обладают слабо выраженным побочным влиянием. Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правильного сбора.

    Природа Тульского края поражает своим великолепием и богатством. Действие лекарственных растений обусловлено тем, что в их листьях, стеблях, цветках, плодах, корнях содержатся биологически активные соединения, которые обычно называют действующими веществами. Эти вещества разнообразны по составу и строению и оказывают разностороннее воздействие на организм. У нас аптека находится практически под ногами. Дети должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав. Весной и летом можно очень много гулять и наблюдать за растениями, птицами, насекомыми. Детям все интересно. Многие лекарственные растения знакомы детям с ранних лет. Рассмотрим наиболее известные для детей растения. Необыкновенно рано расцветает мать-и-мачеха. Да и название необычное у этого лекарственного растения. Издавна его называли так. В чем же дело? У его листьев интересная особенность. Приложишь к щеке листок верхней блестящей стороной – кожу холодит, это «мачеха». Приложишь нижней стороной, мягкой от густых волокон, - станет тепло, это «мать». Для заготовки обычно собирают листья мать – и- мачехи, реже цветы. Мать – и-мачеха – старинное средство от кашля, простуды.По склонам, лугам, обочинам дорог весело зажелтели компании одуванчиков. Пройдет немного времени – и желтые цветочки сменятся нежной пушистой шапочкой: созреют семена. Как сразу изменится одуванчик! Даже не верится, что перед тобой то же самое растение.       Скромный одуванчик припас для нас и такие полезные минеральные вещества, как соли железа, кальция и фосфора. Кроме того, корень одуванчика рекомендуют принимать для улучшения пищеварения и при болезнях печени. Масляная настойка из одуванчиков – прекрасное средство от ожогов.

     Поливитаминными мы называем листья крапивы. «Ну, какой же это друг! Это скорее зеленый враг», - люди говорят. Ведь у некоторых остались неприятные воспоминания от встречи с ней. Ее листья в изобилии содержат необходимые нашему организму соли железа, кальция. Поэтому из ранней крапивы можно приготовить вкусные зеленые щи. Крапива останавливает кровотечения, уменьшает воспаления. Отвар из крапивы обладает свойством понижать содержание сахара в крови. Летом в разгаре сбор цветов аптечной ромашки. Ромашка имеет обширное и разностороннее применение: при гастритах, при сильных болях в животе, для полоскания горла при ангине и ларингите.Во время похода не забываем о подорожнике. Если натерли ногу или получили ожог при раскладывании костра, или укусило какое-нибудь насекомое, то приложить нужно к больному месту чистый лист подорожника, почувствуешь облегчение. Отвар из листьев применяют при бронхитах, при язвенной болезни желудка, при воспалении почек. Экстракт листьев растения понижает артериальное давление. Немало легенд связано у разных народов  с этим растением. Ему даже приписывали волшебные свойства. Зверобой широко применяют как лекарственное средство. Настои и настойки применяют для лечения неврозов, гастритов, при головных болях. Растение входит в состав различных лечебных чаев и сборов.Когда оденутся пышной листвой деревья, отцветут подснежники и первоцветы, в лесу, по сырым местам, кустарникам и оврагам появляются золотисто-желтые цветки на длинных ветвистых стеблях. Это чистотел. Начало его цветения совпадает с прилетом ласточек. Надземная часть чистотела обладает обезболивающим, понижающим давление и спазмолитическим свойствами и используется при заболевании печени, желчного пузыря. В народной медицине свежий сок чистотела употребляется как средство для сведения бородавок, мозолей, темных пятен на коже, при чесотке и некоторых других кожных болезнях.

     Мяту перечную впервые вывели еще в XVII веке. Молодые побеги и листья употребляют в пищу как пряную приправу для ароматизации блюд и напитков. В медицине листья, собранные до цветения, применяют для улучшения пищеварения, против тошноты и спазм кишечника, в качестве желчегонного и обезболивающего средства, для стимуляции сердечной деятельности. Из листьев мяты готовят настойку, они входят в состав лекарственных сборов.

    Уже в начале апреля и до середины мая можно собирать набухшие, смолистые почки березы. Почки вместе с ветками сушат в тени или в хорошо проветриваемом помещении.Это первое средство от почечных, сердечных отеков и кожных недугов. Им также лечат болезни желудка, печени, желчного пузыря, органов дыхания, суставов и тканей, ЛОР-органов, применяют как глистогонное и общеукрепляющее лекарство.

В конце  июня или в начале июля зацветает липа. Собирают все соцветия вместе с продолговатыми прицветниками во время цветения липы. Очень важно не упустить время сбора; липа цветет всего около 2 недель. Применяют в виде горячего водного настоя для полоскания горла и как потогонное средство при простуде.

    Ягоды чёрной смородины собирают с диких и культивируемых кустов. Их перерабатывают в свежем виде на витаминный сироп или высушивают в печах. Заготавливают также листья.Смородина облегчает простуду, чистит обложенное горло, снимает процесс воспаления. Очень хорошее действие оказывает смородина на почки. Она устраняет проблему, восстанавливает работу органов.

    Наблюдая за детьми, я каждый раз убеждаюсь, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче. Чтобы мои воспитанники и в дальнейшем, во взрослой жизни могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, нужно учить их бережно и чутко относиться к растениям и животным, заботиться о них. Потому ежедневно в прогулку детей я включаю разнообразные трудовые действия в природе. С любовью к родной природе начинается любовь к Родине.

    Интерес к лекарственным растениям проявляю, ставя проблемную ситуацию. Заболел лисёнок, что делать? Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливают. Так и человек стал искать помощь у разных растений. Наши предки знали свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травами, бальзамами и настоями из трав. Дети предлагают вылечить лисенка с помощью лекарственных трав. Путешествуя в мир лекарственных растений к детям с просьбой обращается Колобок. Он просит назвать растения, которые он нашёл. При посадке лука к детям приходит Чипполино и просит детей найти для него друзей.Часто в гости к детям приходит Айболит, который лечит зверей лекарственными растениями.Одним из эффективных средств обучения являются дидактические игры. При использовании дидактических игр надо опираться на имеющиеся у детей знания, полученные путем непосредственного восприятия. Подготовила и провела игры: «Найди цветы по описанию», «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек», « Найди такой же», «Детки на ветке», «Назови и запомни», «Четыре времени года», «Растения», «Растения Тульского края», «Лекарственные растения», «Собери цветок», «Подбери листок» и т.д.

 

   

    Постоянно обновляю информацию в  уголке для родителей. Для родителей подготовлены  консультации «Зеленая аптека», «Не причини вреда природе», «Лекарственные растенияТульского края» и т. д. С детьми выезжаем на экскурсии, где собираем природный материал для занятий, растения для гербария.

   В группе изготовлены: альбомы с рисунками лекарственных растений, альбомы с фотографиями лекарственных растений, гербарии лекарственных растений, лекарственные сборы,«нюхательные» мешочки; создана картотека лекарственных растений, книга сказок, рассказов, стихов и загадок о лекарственных растениях, оборудование для опытов и экспериментов.

Таким образом, в группе были созданы условия для ознакомления детей с лекарственными растениями, организован непрерывный систематический педагогический процесс, который включает в себя ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически получать знания не только по лекарственным растениям, но и формирует экологические представления в целом. Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, – сказал, вернувшись из лесу, Чараки, – я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения». По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека. Хотелось бы воспитать детей, которые не безразлично топтали бы луга и поля, а смогли увидеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки!

    Опыт работы показывает, что воспитание положительного отношения к растительному миру должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира природы, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому.

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

 

 

Вверх страницы

Вниз страницы