Методическая копилка учителя ОБЖ Зубанова А.В.
Основной целью воспитательной работы в нашей школе является - формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, подготовка ответственного гражданина и патриота, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- воспитание личности обучающихся, как гражданина-патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- воспитание отрицательного отношения к насилию, к уничтожению человека, к нарушению прав человека, его свободы, осуждение того, что ведет к человеческим жертвам.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в 2016г. проводилась согласно утвержденной программе.
В течение года ребята поздравляли ветеранов с праздниками, оказывали посильную помощь. Педагогом-организатором ОБЖ Зубановым А.В., была организована работа с учащимися по наведению порядка на территории памятника Тульский Некрополь 3 «Чулковское захоронение»
В течение учебного года согласно плану ВР школы во всех классах проводились мероприятия по патриотическому воспитанию. В феврале традиционно проходил месячник спортивно-массовой работы и военно-спортивная игра «Зарница». Наш Центр традиционно принимает в несение вахты памяти на Посту № 1. В этом году месячник получился очень насыщенным мероприятиями, встречами, экскурсиями. В рамках месячника были проведены мероприятия: тематические классные часы «Дети и война», Для обучающихся 2-4х классов традиционно проводились соревнования «А, ну-ка парни». Педагогом-организатором ОБЖ Зубановым А.В. для учащихся была организована встреча с ветеранами Афганской войны и участниками других локальных конфликтов.
В системе патриотического воспитания важное место занимает изучение родного края. Для этого в школе проводятся экскурсии, походы, поездки по памятным местам: Ясная Поляна, музей усадьба Николо-Вяземское, Бежин Луг, Поленово, Прилепы и т. д. Дети с удовольствием посещают выставки и музеи: Краеведческий музей, Музей оружия, пожарно-техническую выставку, музей И.П. Крылова и т.д. В течения 2016 года обучающиеся посетили музеи и памятные места Белоруссии (Хатынь, Минск, Рогачев и т.д.) Воспитанию любви к родному краю способствует практическая деятельность обучающихся нашей школы, направленная на охрану природы. Стало уже традицией во время летних каникул создание школьных трудовых отрядов, где дети занимаются посадкой и уходом за зелеными насаждениями, оказанием помощи в поддержании чистоты и порядка на территории школы и прилегающих улицах.
С целью усиления патриотического воспитания школьников, выработки высоких нравственных качеств, психологической устойчивости, любви к Отечеству в школе созданы отряды кадетов, количество которых год от года растет.
С Центре работает Музей Боевой Славы. В сборе материалов для экспозиций музея участвовали все учащиеся школы, родители, выпускники школы, представители общественности района.
Музей стал центром патриотической работы:
- «Тула – в годы войны»
- История Великой Отечественной войны в боевых листках
- Литературно-исторический вечер, посвященный Дню Победы
- Встречи с ветеранами ВОв
- «В землянке» - театрализованная праздничная программа, посвященная Дню Победы для ветеранов ВОв
- «Когда поют солдаты…», концерт для ветеранов
- Поздравление ветеранов ВОв с Днем Победы и другими праздниками
- Возложение цветов к памятникам павшим воинам активистами музея
- Посещение музеев, памятных достопримечательных мест Тульского края и России.
Ученическое самоуправления в школе, позволяющей детям приобретать личный опыт демократических отношений, формировать гражданскую позицию, принципиальность, самостоятельность, умение принимать решение.
Работа со школьными активистами проводится в форме создания инициативных групп при проведении того или иного мероприятия и привлечения к организации общешкольных дел классных органов самоуправления.
Система дополнительного образования детей играет немаловажную роль в формировании активной гражданской позиции. Заключенные договора о взаимном сотрудничестве: МОУ ДОД «Детско-спортивная школа №3», ТОЭБЦу, МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества», МОУ ДОД «Детско-спортивная школа №9», «Подростково-молодежный клуб Пролетарского района города Тулы», расширили круг интересов учащихся. С большим интересом дети посещают кружок, организованный совместно с Центром «Турист», где во время тренировок с помощью педагога они учатся находить выход из любых ситуаций, преодолевать трудности, а также дети готовятся к участию в городской игре «Школа безопасности».
Тематика большинства классных часов имеет гражданско-патриотическую направленность. На таких классных часах дети учатся рассуждать, дискутировать, нести ответственность перед обществом и самим собой, с уважением относиться к людям другой национальности.
Целенаправленный подход к патриотическому воспитанию дает свои положительные результаты: дети стали более ответственными в поведении и учебе, дисциплинированными, тактичными по отношению друг к другу.
В мае организована декада, посвященная 71-годовщине Великой Победы, в рамках которой все обучающиеся приняли участие в районном этапе Всероссийской акции «Георгиевская ленточка – 2016» и 100 человек -«Бессмертный полк». 9 мая в день -71 годовщине Победы все учащиеся 1-11 классов и педагоги Центра участвовали в шествии и других мероприятиях. В целях привлечения учащихся к социально-значимой деятельности организована акция «Помощь ветеранам», в ходе которой оказывается помощь в решении хозяйственных вопросов ветеранам Великой Отечественной войны .
В течение года проводились общешкольные линейки «Ты- россиянин», на которых чествовали лучших спортсменов, победителей олимпиад, конкурсов, торжественно вручали паспорта РФ.
Учащиеся школы принимают участие во всех районных, краевых мероприятиях данного направления Активно ведется работа по военной подготовке обучающихся
В школе постоянно проводится мониторинг патриотического воспитания.
По результатам опроса были обнаружены следующие уровни сформированности представлений обучающихся о данных понятиях.
Главным предметом гордости обучающиеся считают такие факты, как победу в Великой Отечественной войне – 67,2 %; победы российских спортсменов − 20,5 %; природу России − 25,8 %; историю страны − 27,5 %; культурное наследие − 25,3 %; полет Ю.А. Гагарина в космос − 19,4 %; полезные ископаемые страны − 11,8 %; принадлежность к своей национальности − 24,0 %; отечественную науку, технику, производство − 10,1 %
Большинство школьников признают необходимость информации о гражданах России, жизнь которых может служить примером для подражания, определения собственных критериев гражданственности и патриотизма. Несмотря на разнообразную и сложную мотивацию проявления гражданско-патриотических чувств, гражданственность и патриотизм остаются ценностями социально одобряемыми.
Кроме того, это понятие остается важным инструментом для оценки других людей.
Интересна позиция школьников относительно деятельностной составляющей патриотизма, то есть осмысление ими дел и поступков, по которым можно назвать человека патриотом и гражданином.
Одним из аспектов нашего исследования являлось определение места гражданско-патриотических качеств в общей системе ценностей школьников.
Лидирующими у школьников являются такие ценности, как развлечения (9,2 %), свобода (8,6 %), отсутствие обязанностей (8,1 %), любовь к близким (7,8 %), общественное признание (7,7 %). На втором месте самостоятельность (7,4 %), творчество (7,0 %), уверенность в себе (6,7 %), познание (6,8 %), возможность расширения своего кругозора и культуры (6,1 %), любовь к Родине (5,4 %). Наименее значимы для респондентов такие понятия, как счастливая семейная жизнь (4,9 %), счастье других (4,3 %). На вопрос: «Можете ли Вы сказать, что жалеете, что родились и живете в своей стране?» − положительно ответили 11,2 % школьников; «Скорее да, чем нет» − 9,6 %, «Скорее нет, чем да» − 15,6 %, «Нет» − 58,4 %, «Затрудняюсь ответить» − 4,8 %.
Проанализировав мнения школьников, мы проранжировали по степени значимости мероприятия гражданско-патриотической направленности, осуществляемые в школе: 53,2 % обучающихся считают приоритетными мероприятия связанные с работой школьного музея гражданско-патриотической направленности, с реализацией проектно-исследовательская деятельность; 31,4 % школьников положительно оценивают осуществление гражданско-патриотического воспитания средствами музейной педагогики через практическое знакомство с российской культурой, искусством (экскурсионные поездки по историческим местам, знакомство с культурным наследием); 12,3 % –создание на базе музея военно-патриотического клуба; 10,8 % – проведение бесед на гражданско-патриотическую тематику, конференций, «круглых столов», брифингов, политинформаций.
Субъективная оценка уровня гражданского самосознания обучающихся и их готовности к участию в общественной жизни школы недостаточно высока.
Высокий уровень гражданского самосознания и готовности к участию в общественной жизни («Я активно участвую в общественной жизни школы») проявило 24,4 % обучающихся; средний уровень «Я не всегда принимаю участие в общественных делах, проводимых в школе» – 41,6 %; низкий уровень «Я не хожу на школьные мероприятия и никак не проявляю свою гражданскую активность, мне кажется, что это никому не нужно» – 20,4 %; не смогли оценить свою гражданскую позицию – 15,6 % обучающихся. Большинство обучающихся утвердительно ответили на вопрос: «Нужен ли музей в школе?». Большая часть опрошенных учителей (96 %), родителей (85 %), учащихся (79 %) признает необходимость наличия в школе музея, причем респонденты указывают на профиль, отдавая приоритет гражданско-патриотической направленности музея.
Субъективная оценка уровня гражданского самосознания обучающихся в МБОУ ЦО№ 24 и их готовности к участию в общественной жизни школы достаточно высока.