Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 24» г. Тула
Электронная приемная
Гостевая
Опросник
Форум

Официальный интернет-портал правовой информации

Методическая копилка учителя ОБЖ Зубанова А.В.

 

Выступление Зубанова А.В. «Аналитическая информация по итогам реализации мероприятий по патриотическому воспитанию за 2016  год»

             Основной целью воспитательной работы  в нашей школе является - формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, подготовка ответственного гражданина и патриота, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.

    Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

- воспитание личности обучающихся, как  гражданина-патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны;

- воспитание отрицательного отношения к насилию, к уничтожению человека, к нарушению прав человека, его свободы, осуждение того, что ведет к человеческим жертвам.

Работа по   гражданско-патриотическому воспитанию в 2016г. проводилась согласно утвержденной программе.

В течение года ребята поздравляли ветеранов с праздниками, оказывали посильную помощь.   Педагогом-организатором ОБЖ Зубановым А.В., была организована работа с учащимися по наведению порядка на территории памятника Тульский Некрополь 3 «Чулковское захоронение»

В течение учебного года согласно плану ВР школы во всех классах проводились мероприятия по патриотическому воспитанию. В феврале традиционно проходил месячник спортивно-массовой работы и военно-спортивная игра «Зарница». Наш Центр традиционно принимает в несение вахты памяти на Посту № 1. В этом году месячник получился очень насыщенным мероприятиями, встречами, экскурсиями.  В рамках  месячника были проведены мероприятия:  тематические классные часы «Дети и война», Для обучающихся 2-4х классов традиционно проводились соревнования «А, ну-ка парни». Педагогом-организатором ОБЖ Зубановым А.В. для учащихся  была организована встреча с ветеранами Афганской войны и участниками других локальных конфликтов.

В системе патриотического воспитания важное место занимает изучение родного края. Для этого в школе проводятся экскурсии, походы, поездки по памятным местам: Ясная Поляна, музей усадьба Николо-Вяземское, Бежин Луг, Поленово, Прилепы и т. д. Дети с удовольствием посещают выставки и музеи: Краеведческий музей, Музей оружия, пожарно-техническую выставку, музей И.П. Крылова и т.д. В течения 2016 года обучающиеся посетили музеи и памятные места Белоруссии (Хатынь, Минск, Рогачев и т.д.) Воспитанию любви к родному краю способствует практическая деятельность обучающихся нашей школы, направленная на охрану природы. Стало уже традицией  во время летних каникул создание школьных трудовых отрядов, где дети занимаются посадкой и уходом за зелеными насаждениями, оказанием помощи в поддержании чистоты и порядка на территории школы и прилегающих улицах. 

С целью усиления патриотического воспитания школьников, выработки высоких нравственных качеств, психологической устойчивости, любви к Отечеству в школе созданы отряды кадетов, количество которых год от года растет.

С Центре работает Музей Боевой Славы. В сборе материалов для экспозиций музея участвовали все учащиеся школы, родители, выпускники школы, представители общественности района.

Музей стал центром патриотической работы:

  • «Тула – в годы войны»
  • История Великой Отечественной войны в боевых листках
  • Литературно-исторический вечер, посвященный Дню Победы
  • Встречи с ветеранами ВОв
  • «В землянке» - театрализованная праздничная программа, посвященная Дню Победы для ветеранов ВОв
  • «Когда поют солдаты…»,  концерт для  ветеранов
  • Поздравление ветеранов ВОв с Днем Победы и другими праздниками
  • Возложение цветов к памятникам павшим воинам активистами музея
  • Посещение музеев, памятных достопримечательных мест Тульского края и России.

Ученическое самоуправления в школе, позволяющей детям приобретать личный опыт демократических отношений, формировать  гражданскую позицию, принципиальность, самостоятельность, умение принимать решение.

       Работа со школьными активистами проводится в форме создания инициативных групп при проведении того или иного мероприятия и привлечения к организации общешкольных дел классных органов самоуправления.

Система дополнительного образования детей играет немаловажную роль в формировании активной гражданской позиции. Заключенные договора о взаимном сотрудничестве:   МОУ ДОД «Детско-спортивная школа №3», ТОЭБЦу,  МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества», МОУ ДОД «Детско-спортивная школа №9»,  «Подростково-молодежный клуб Пролетарского района города Тулы», расширили круг интересов учащихся. С большим интересом дети посещают  кружок, организованный совместно с Центром «Турист», где во время тренировок с помощью педагога они учатся находить выход из любых ситуаций, преодолевать трудности, а также дети готовятся к участию в городской игре «Школа безопасности».

Тематика большинства классных часов имеет  гражданско-патриотическую направленность. На таких классных часах дети учатся рассуждать, дискутировать, нести ответственность перед обществом и самим собой, с уважением относиться к людям другой национальности.

Целенаправленный подход к патриотическому воспитанию дает свои положительные результаты:  дети стали более ответственными в поведении и учебе, дисциплинированными, тактичными по отношению друг к другу.

   В мае организована декада, посвященная 71-годовщине  Великой Победы, в рамках которой все обучающиеся приняли участие в районном этапе Всероссийской акции «Георгиевская ленточка – 2016» и  100 человек -«Бессмертный полк». 9 мая в день -71 годовщине  Победы все учащиеся  1-11 классов и педагоги Центра участвовали в шествии и других мероприятиях. В целях привлечения учащихся к социально-значимой деятельности организована акция «Помощь ветеранам», в ходе которой оказывается помощь в решении хозяйственных вопросов ветеранам  Великой Отечественной войны .

  В течение года проводились общешкольные линейки «Ты- россиянин», на которых чествовали лучших спортсменов, победителей олимпиад, конкурсов, торжественно вручали паспорта РФ.

Учащиеся школы принимают участие во всех районных, краевых мероприятиях данного направления Активно ведется работа  по военной  подготовке обучающихся

В школе постоянно проводится мониторинг патриотического воспитания.

По результатам опроса были обнаружены следующие уровни сформированности представлений обучающихся о данных понятиях.

 

Главным предметом гордости обучающиеся считают такие факты, как победу в Великой Отечественной войне – 67,2 %; победы российских спортсменов − 20,5 %; природу России − 25,8 %; историю страны − 27,5 %; культурное наследие − 25,3 %; полет Ю.А. Гагарина в космос − 19,4 %; полезные ископаемые страны − 11,8 %; принадлежность к своей национальности − 24,0 %; отечественную науку, технику, производство − 10,1 %

Большинство школьников признают необходимость информации о гражданах России, жизнь которых может служить примером для подражания, определения собственных критериев гражданственности и патриотизма. Несмотря на разнообразную и сложную мотивацию проявления гражданско-патриотических чувств, гражданственность и патриотизм остаются ценностями социально одобряемыми.

Кроме того, это понятие остается важным инструментом для оценки других людей.

 Интересна позиция школьников относительно деятельностной составляющей патриотизма, то есть осмысление ими дел и поступков, по которым можно назвать человека патриотом и гражданином.

Одним из аспектов нашего исследования являлось определение места гражданско-патриотических качеств в общей системе ценностей школьников.

Лидирующими у школьников являются такие ценности, как развлечения (9,2 %), свобода (8,6 %), отсутствие обязанностей (8,1 %), любовь к близким (7,8 %), общественное признание (7,7 %). На втором месте самостоятельность (7,4 %), творчество (7,0 %), уверенность в себе (6,7 %), познание (6,8 %), возможность расширения своего кругозора и культуры (6,1 %), любовь к Родине (5,4 %). Наименее значимы для респондентов такие понятия, как счастливая семейная жизнь (4,9 %), счастье других (4,3 %). На вопрос: «Можете ли Вы сказать, что жалеете, что родились и живете в своей стране?» − положительно ответили 11,2 % школьников; «Скорее да, чем нет» − 9,6 %, «Скорее нет, чем да» − 15,6 %, «Нет» − 58,4 %, «Затрудняюсь ответить» − 4,8 %.

Проанализировав мнения школьников, мы проранжировали по степени значимости мероприятия гражданско-патриотической направленности, осуществляемые в школе: 53,2 % обучающихся считают приоритетными мероприятия связанные с работой школьного музея гражданско-патриотической направленности, с реализацией проектно-исследовательская деятельность; 31,4 % школьников положительно оценивают осуществление гражданско-патриотического воспитания средствами музейной педагогики через практическое знакомство с российской культурой, искусством (экскурсионные поездки по историческим местам, знакомство с культурным наследием); 12,3 % –создание на базе музея военно-патриотического клуба; 10,8 % – проведение бесед на гражданско-патриотическую тематику, конференций, «круглых столов», брифингов, политинформаций.

Субъективная оценка уровня гражданского самосознания обучающихся и их готовности к участию в общественной жизни школы недостаточно высока.

Высокий уровень гражданского самосознания и готовности к участию в общественной жизни («Я активно участвую в общественной жизни школы») проявило 24,4 % обучающихся; средний уровень «Я не всегда принимаю участие в общественных делах, проводимых в школе» – 41,6 %; низкий уровень «Я не хожу на школьные мероприятия и никак не проявляю свою гражданскую активность, мне кажется, что это никому не нужно» – 20,4 %; не смогли оценить свою гражданскую позицию – 15,6 % обучающихся. Большинство обучающихся  утвердительно ответили на вопрос: «Нужен ли музей в школе?». Большая часть опрошенных учителей (96 %), родителей (85 %), учащихся (79 %) признает необходимость наличия  в школе музея, причем респонденты указывают на профиль, отдавая приоритет гражданско-патриотической направленности музея.

Субъективная оценка уровня гражданского самосознания обучающихся в МБОУ ЦО№ 24 и их готовности к участию в общественной жизни школы достаточно высока.

 

Вверх страницы

Вниз страницы