Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 24» г. Тула
Электронная приемная
Гостевая
Опросник
Форум

Официальный интернет-портал правовой информации

Методическая копилка учителя начальных классов Багаутдиновой В.Ю.

Багаутдинова Валентина Юрьевна

сайт учителя начальных классов

Ребёнок - не кувшин, который надо заполнить, а лампада, которую надо зажечь.

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: развитие личности ребенка

Увлечения: путешествие

Регион: Тульская область

Населенный пункт: Тула

Место работы: МБОУ ЦО № 24

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.
Л.Н. Толстой

О себе

       

Окончила:  ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого в 2010 г.

Специальность:  Педагогика и методика начального образования

Занимаемая должность:  учитель начальных классов

Педагогический стаж:   12 лет

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 

   С ранних лет настольными книгами были произведения К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, В.Осеевой, Л.Пантелеевой, А. Барто, С.Михалкого, С.Я.Маршака.

  Позднее - Макаренко, Сухомлинского, Амонашвилли.

  Сейчас работы по педагогике и психологии. Источником служит Интернет.

Мой взгляд на мир

Восточная притча

          Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

       — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

           Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

          Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

     —  Всё в твоих руках.

Моё портфолио

      Все в жизни имеет начало и конец. Моя дорога в школу тоже имеет свое начало. Еще в детстве у меня была мечта: стать учителем. Я понимала, что быть учителем непросто. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели молодые люди. Но именно это и привлекало…

      Моей мечте суждено было сбыться в 2007  году, когда я после окончания Тульского  педагогического  колледжа № 1 пришла работать в школу. Помня о крыловской мудрости: «Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец…», я приступила к своему любимому делу.

    Учитель стремится не только давать знания, но и должен интересоваться внутренним миром своих учеников, их эмоциями. Учитель может быть строгим и требовательным, но если ученик чувствует, что учитель интересуется его делами, хочет понять его, искренне помочь, то он поверит и сохранит уважение к нему. Твердо убеждена, что в школе должны работать люди не равнодушные к детям, те, кто может стать примером.

    На уроке я стараюсь импровизировать, создаю нестандартный подход к различным видам деятельности, тем самым вызываю познавательный интерес у учеников. Мне очень важно с каким настроением они уйдут с урока, что расскажут родителям. Очень приятно слышать полные, грамотные ответы на поставленные вопросы, когда чувствуешь, что интересна ребятам как преподаватель, как человек.

   Учитель не должен бояться говорить ребенку, что у него на уроке все получается, и часто произносить «молодец», «умница», даже тогда, когда успехи ученика невелики. Ведь это воспитывает у ребенка уверенность в себе и это побуждает интерес к знаниям.

   Детство неповторимая пора в жизни человека: оно может запечатлеть в памяти светлое и значительное, а может ожесточить, озлобить, воспитать недоверие к людям. Дети не умеют еще жить умом, подчинять свои действия рассудку, логике. Зато они чувствуют сердцем, душой. Детское сердце отходчиво, оно способно прощать. Поэтому в свои отношения с детьми я стараюсь вносить искренность, гармонию, ласку, доброту, а не навязывание своих взглядов.

    Эту главную идею я доношу и до родителей. Ведь к сожалению, мир устроен так, что дети и взрослые нередко не понимают друг друга. Непосредственные, эмоциональные, не умеющие сдерживать гнев и радость малыши часто кажутся старшим избалованными, беспечными и легкомысленными, а заботу, дальновидность, спокойствие взрослых дети воспринимают как сухость и черствость, придирчивость и назойливость. Родители не должны быть в стороне от школы, они должны проявлять интерес ко всему, с чем связана жизнь ребенка, создавать благоприятный климат в семье.

    Это мои принципы, это мое жизненное кредо, которое помогает мне в работе. Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников – любознательные, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье общения, ведь я человек – учитель, помогающий ученикам познать себя и мир вокруг в прошлом и настоящем; поверить в свои силы. Это счастье быть учителем; быть нужным!

              

Багаутдинова В.Ю.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Центр образования № 24», г. Тула

tula-co24tularegion@org

 

«Культура здоровья. Школа как носитель физического, психического и умственного здоровья детей и взрослых»

 

Здоровье человека является высшей ценностью. Формирование здорового образа жизни важно для подрастающего поколения. Сегодня здоровье детей вызывает серьезную тревогу врачей, учителей, родителей и поэтому очень много уделяется внимания сохранению здоровья школьников. И это не случайно, т.к. на сегодняшний день прослеживается тенденция ухудшения физического состояния детей по сравнению с их сверстниками предыдущих поколений.

Заботу о здоровье детей называют приоритетным направлением деятельности на уровне государства, поскольку лишь здоровые дети смогут полученные знания использовать в своей трудовой деятельности. Поэтому сохранение здоровья в образовательном процессе можно рассматривать как государственную, общественную и личностную ценность.

Задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования, связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников: «Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает внедрение здоровьесберегающих форм и технологий в педагогический процесс».

В Концепции модернизации Российского образования отмечено: «...необходимо провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в общеобразовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся».

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 3) говорится, что «государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека...» [статья 3, п.3]. Статья 41 «Охрана здоровья обучающихся» «Охрана здоровья обучающихся включает в себя: определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, …пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни…[статья 41, п. 1].

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, начального, основного и среднего общего образования выдвинули формирование ценностей здоровья и безопасного образа жизни, духовно-нравственного здоровья, экологической культуры обучающихся в ряд современных приоритетов образовательной деятельности школы.

Так что такое культура здоровья? КУЛЬТУРА здоровья - это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность организма.

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления.

Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: познавательного, эмоционального, волевого и коммуникативного.

Под познавательным компонентом понимается познавательная деятельность личности. То есть, насколько сам человек понимает «культуру здоровья». Здесь важна информированность человека в отношении физиологических и патологических процессов в организме, а также о влиянии на них различных факторов окружающей среды и образа жизни. В формировании культуры здоровья также имеет значение, насколько человек пополняет знания в этой области.

Эмоциональный компонент «культуры здоровья» отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Другими словами, от того, какие эмоции доминируют у человека, зависит его психологическое здоровье. Оно, в свою очередь, оказывает влияние на физическое состояние человека, а также определяет отношение личности к жизни в целом.

Коммуникативность также является важным компонентом культуры здоровья, так как она отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Коммуникативность зависит от разнообразных факторов: воспитания, опыта личности, а также ее культуры, ценностей, потребностей, интересов, установок, характера, темперамента, привычек, особенностей мышления.

Даже обширные теоретические знания в области культуры здоровья недостаточны для формирования правильного поведения человека. Сознательное и активное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья требует от человека определенных волевых качеств (самообладания, целеустремленности). Важно еще раз подчеркнуть, что культуру здоровья необходимо формировать в детском возрасте, а затем укреплять в течение всей жизни.

Образовательное пространство это динамическое единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений.

Образовательное пространство может рассматриваться как сфера взаимодействия трех его субъектов: педагога, ученика и родителей. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья ребенка. Охрана здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача не только по формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, но и по охране здоровья детей.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 были сформулированы следующие требования к образовательным учреждениям в направлении охраны здоровья обучающихся, воспитанников:

- целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

- соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;

- рациональная организация образовательного процесса;

- организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;

- организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;

- организация профилактики употребления наркотических веществ обучающимися, воспитанниками;

- комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

- мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников. Но не менее важны и условия образовательной среды для сохранения его здоровья.

Проблемы современной системы образования требуют нового трактования понятия “образование”. Оно не должно сводиться только к усвоению знаний, а предполагает развитие мыслящей, деятельной, творческой, но главное – здоровой личности. Смысл образования, в первую очередь, заключается в том, чтоб ввести ребенка в мир знаний и развития, не исключая совершенствование здоровья, как основополагающего и приоритетного направления в модернизации образовательного процесса в целом.

Здоровье и умственное развитие ребенка должны быть взаимодополняющими и взаимоопределяющими пластами в системе формирования целостной личности.

Универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни школьников. К интересному выводу приходят ученые: здоровье ребенка зависит от здоровья педагога, способного создавать здоровьетворящую среду и применять здоровьесберегающие технологии. Такой подход обязывает педагога быть компетентным в области формирования культуры здоровья, уметь конструировать воспитательно-образовательный процесс в образовательном учреждении таким образом, чтобы в каждом из его направлений присутствовал здоровьесберегающий эффект. Это возможно в том случае, если будут обеспечены гигиенические условия; рациональная организация режима дня детей; оптимизация двигательной активности; нейтрализованы неблагоприятные факторы воздействия окружающей среды на здоровье детей. Немаловажным фактором является создание благоприятного психологического климата и взаимодействие с семьей воспитанников. Мы поддерживаем эту точку зрения и считаем, что для обучения и воспитания здорового человека очень важно:

1) сформировать мировоззрение педагога в области самоценности собственного здоровья и здоровья воспитанника. Педагог каждым своим шагом и действием должен являть собой модель здорового поведения.

2) создать в образовательной организации атмосферу престижности здорового образа жизни. Формирование здоровья обучающихся, воспитанников педагогическими средствами зависит от усилий учителей всех специальностей, воспитателей, всего педагогического коллектива. При этом здравотворческая деятельность будет тем эффективнее, чем выше уровень культуры здоровья всех выше перечисленных субъектов образовательного процесса. В этой связи актуальным становится воспитание культуры здоровья у самих педагогов, формирование у них стремления к здравотворчеству.

Культура здоровья педагога — целостное личностное образование, представляющее собой единство приоритета ценностей здоровья, высокой активности по их освоению и трансляции в профессиональной деятельности, глубоких знаний о путях и средствах эффективного формирования, сохранения и укрепления здоровья. Педагог должен быть заинтересован во внедрении и распространении здоровьеукрепляющих технологий в практику обучения и воспитания.

Формирование ценностного отношения педагогов к своему здоровью и здоровью обучающихся и воспитанников, как необходимому условию физического, психического и социального благополучия человека, определено требованиями Государственного стандарта к уровню подготовки лиц по специальностям педагогического профиля. В структуру представлений педагога о здоровом образе жизни должны быть включены следующие компоненты:

• устойчивая мотивация здорового образа жизни (ЗОЖ);

• профессиональная компетентность в области ЗОЖ;

• владение здоровьесберегающими технологиями педагогической деятельности и способами здоровьесберегающего профессионального поведения («поведенческая грамотность»);

• готовность педагога к формированию ЗОЖ обучающихся, воспитанников.

Установлено, что педагог, обладающий культурой здоровья, выступает примером для обучающихся и воспитанников, что усиливает его образовательное и воспитательное влияние.

Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия обучающихся и воспитанников. Ведь здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Желаю каждому быть сильным, здоровым, сохранить как можно дольше бодрость и энергию.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. 120 с. (Стандарты второго поколения).
  3. Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. 48 с.
  4.  Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 4-е издан.. дораб. – М: Просвещение. 2011. 79 с.

 

Вверх страницы

Вниз страницы